Дефицит федерального бюджета в 2011 году при цене на нефть $105 за баррель составит 1-1,4% ВВП, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, выступая в Госдуме в среду.
По словам главы Минфина, в 2011 году дополнительные нефтегазовые доходы бюджета могут составить 1,138 трлн рублей, другие доходы - 301 млрд рублей. В поправках в федеральный бюджет 2011 года Минфин намерен учесть дополнительные расходы на сумму 300 млрд рублей. "Почти на 300 млрд рублей уже уточнений, которые должны будем учесть, для других аппетитов средств нет, но то, что я сказал - это и зарплата учителей, и дополнительная индексация пенсий, поддержка сельского хозяйства и малого бизнеса, лесные пожары и стипендии - все эти позиции мы сможем учесть в дополнительных поправках, которые внесем в ближайшие недели в Госдуму", - пояснил Кудрин.
"Профицит бюджета в I квартале составил 1% к ВВП, что впервые за последние годы", - подчеркнул Кудрин и отметил, что "неплохое" исполнение бюджета отчасти связано с ростом цен на нефть и газ. Для сравнения, федеральный бюджет в I квартале 2010 года исполнен с дефицитом в размере 307,605 млрд рублей, или 3,2% ВВП.
По данным Минфина, профицит бюджета в январе-феврале составил 52,780 млрд рублей, или 0,7% ВВП. Доходы бюджета за первые два месяца этого года составили 1,505 трлн рублей, расходы - 1,452 трлн рублей.
В то же время, Минэкономразвития прогнозирует дефицит федерального бюджета в 2011 году на уровне 0,6-0,8%, заявил замглавы ведомства Андрей Клепач. При этом средняя цена на нефть за три месяца 2011 года составила $102 за баррель. Минэкономразвития прогнозирует цену на нефть в 2011 году на уровне $105 за баррель.
По словам Клепача, для устойчивого качественного роста экономики "нужна новая политика развития, которая не может базироваться на стандартных рецептах - только бездефицитного бюджета, а еще лучше профицитного и низкой инфляции". "Рост в большинстве стран связан и с дефицитом и даже с высокой или относительно высокой инфляцией. Это, конечно, недостатки, это цена, которую приходится иногда платить за рост", - считает Клепач.
Таким образом, Минфин прогнозирует дефицит бюджета на уровне 1-1,4% от объема ВВП, Минэкономразвития - на уровне 0,6-0,8% ВВП.
Даже не экономисту видна значительная разница в прогнозах. Учитывая, что каждый процент подразумевает десятки, а то и сотни миллиардов рублей, можно сказать, что разница в подсчете процентов в денежном выражении просто огромна. То ли Минфин, то ли Минэкономразвития не досчитались в своих расчетах значительных сумм.
Рассуждать на тему экономических показателей на краткосрочную перспективу - дело ненадежное и бессмысленное. Особенно, если речь идет о ценах на нефть, считает главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.
Правильнее говорить о "скользящем" прогнозе на один-два месяца вперед. Тут более-менее понятны основные события и их влияние на экономику. "Кто знает, что будет, если цены на нефть упадут? Как тогда будет выглядеть бюджет? Думаю, что нынешний прогноз имеет мало шансов оправдаться", - сказал Гавриленков Вестям.Ru.
Разница в прогнозах Минфина и Минэкономразвития объяснима, поскольку ведомства исходят из различной прогнозируемой цены на нефть - $102 и $105 за баррель соответственно. "Учитывая объемы экспорта и делая поправку на цену на нефть, мы получаем разницу где-то в 160 млрд рублей, а это и есть 0,4% ВВП", - пояснила Вестям.Ru главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова.
Дело в разных задачах, которые стоят перед Минфином и Минэкономразвития, полагает руководитель компании экспертного консультирования "Неокон" Михаил Хазин. "Минэкономразвития делает прогноз для составления бюджета, бюджет должен быть оптимистичным. Отсюда и притянутая статистика, непонятные источники доходов, завышенные ожидания по ценам на нефть", - cказал Хазин Вестям.Ru.
Минфину же все эти прогнозы Минэкономразвития нужно выполнять. Кудрину приходится искать реальные деньги, реальные источники доходов и расходов, учитывать долю "серой" экономики, пояснил эксперт. "Цены на нефть упадут, доходы бюджета сократятся. Спроса за это с Минэкономразвития нет. А с Минфина спросят, поскольку зарплаты и пенсии платить надо, заставят искать источники дополнительных доходов. Поэтому прогнозы Минфина более "приземленные", хотя и они в нынешней модели экономики не осуществятся", - считает Хазин.
Основная проблема сейчас - увеличение доли "серой" экономики, "серых" зарплат, уход от налогообложения, вывод капитала. По данным Росстата, в "тени" находится 16% ВВП. При этом доля "теневой" заработной платы в России составляет около половины всего фонда оплаты труда в стране, заявил председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.
"Это огромный пласт экономики. Он в прогнозах Минэкономразвития никак не учтен. Поэтому и случаются такие промахи, когда при прогнозах притока капитала по итогам I квартала, мы имеем отток капитала в размере $21 млрд. Судите сами о качестве прогнозов", - заключил Хазин.
Порядка 50% доходов бюджета России - нефтегазовые. Соответственно, чтобы прогнозировать показатели бюджета, надо прогнозировать динамику цен на нефть, пояснил Вестям.Ru главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. "Эти цены для марки Urals за полгода повысились на 50%. Межведомственные различия в оценках дефицита бюджета на этом фоне не представляются существенными", - заключил Осин.